Министерство просвещения российской федерации
Публикации
Алексей Райдер: «Цифровая образовательная среда помогает готовиться к олимпиадам»
31 мая 2021 г.

Цифровые ресурсы в качестве дополнительного инструмента помогают школьникам расширить кругозор, сформировать у детей навыки социальной мобильности и самореализации, а также проявить себя в конкурсах. Об этом в интервью пресс-службе ФИЦТО рассказал заместитель губернатора Тюменской области, директор Департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. 

Он отметил, что возможности цифровой образовательной среды позволяют обучающимся и педагогам иметь доступ к новым электронным образовательным ресурсам, которые используются школой на обычных очных уроках наряду с имеющимися учебниками и учебными пособиями. Кроме того, учителя могут участвовать во всероссийских и международных конкурсах, конференциях, посещать онлайн лекции и семинары, которые ведут выдающиеся ученые и практики. Об этом и многом другом – в нашем эксклюзивном интервью. 

Алексей Владимирович, расскажите о ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году в Тюменской области?

В 2021 году в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Тюменской области запланировано к началу нового учебного года оснащение 19 сельских школ компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и соответствующим программным обеспечением, а в 2022 году – еще 19 школ. Речь идет об обновлении, модернизации и увеличении компьютерного парка. 

В настоящее время в регионе ведется апробация сервисов отечественной информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум», которая позволяет проводить видеоуроки, составлять расписание, делиться учебными материалами, общаться с учениками и их родителями, организовывать родительские собрания и формировать домашние задания. К платформе уже подключено 100% школ области, ведется активная работа по регистрации пользователей, обучение педагогических коллективов ее эффективному использованию в образовательном процессе.

На сегодняшний день все школы региона подключены к интернету? 

В Тюменской области все школы подключены к сети Интернет. Более того, сегодня 80% зданий школ уже имеют доступ к высокоскоростному интернету (100 Мбит/с в городских школах, 50 Мбит/с в сельских). До конца 2021 года планируется полностью завершить данную работу.

Кроме того, одним из приоритетных направлений при подключении школ к сети Интернет является эффективное и безопасное использования школами онлайн-сервисов. В рамках данного направления школы подключаются к Единой сети передачи данных, которая должна обеспечить защищенный доступ к интернет-пространству.

Как внедрение ЦОС на территории Тюменской области отразилось на качестве образования? 

Цифровая образовательная среда рассматривается исключительно в качестве дополнительного инструмента, обеспечивающего равные условия учащимся, вне зависимости от места их проживания, для доступа ко всем образовательным ресурсам, востребованным программам обучения и технологиям.

Если говорить о взаимосвязи внедрения ЦОС и повышения образования, то здесь уместнее сказать о комплексной цифровой трансформации. 

Обучающимся и педагогам предоставляется доступ к новым электронным образовательным ресурсам, которые используются школой на обычных очных уроках в рамках реализации учебных программ наряду с имеющимися учебниками и учебными пособиями. Учителя получают возможность участвовать во всероссийских и международных конкурсах, конференциях, посещать онлайн лекции и семинары, которые ведут выдающиеся ученые и практики, к музейным коллекциям различных стран. 

Ребенок, используя образовательные интернет-ресурсы, может не только выполнять домашние задания, но и готовиться и участвовать в различных олимпиадах, проводимых на различных уровнях системы образования, в том числе ведущими вузами страны. Педагогам предоставлена возможность повышать свою квалификацию, участвуя в онлайн-вебинарах и конкурсах, обмениваться с коллегами опытом в режиме онлайн, в том числе в условиях работы сетевых профессиональных сообществ.

Приведите, пожалуйста, примеры, как внедрение ЦОС сможет создать равные условия для получения качественного образования школьникам из отдаленных районов области.

Сегодня высокая скорость подключения к сети Интернет позволяет комфортно работать с цифровыми ресурсами вне зависимости от места проживания детей. 

Цифровые ресурсы в качестве дополнительного инструмента помогают расширить кругозор, сформировать навыки социальной мобильности и самореализации детей, проявить себя в конкурсах. 

В 2020 году более 10 тысяч школьников, порядка одной тысячи педагогов и более 20 значимых для региона предприятий-работодателей стали участниками онлайн-фестиваля профессий «Билет в будущее».

Учащиеся центров «Точка роста» в течение января – марта 2021 года приняли активное участие во всероссийских мероприятиях проекта «Урок цифры» и онлайн-уроках «Проектория». В это же время были проведены региональный шахматный онлайн-турнир, межшкольные телемосты с демонстрацией опытно-экспериментальных задач на базе лабораторных комплексов проекта «НаукоЛаб». 

С использованием инструментов ЦОС в сетевом формате проводятся практические и лабораторные занятия, разрабатываются межпредметные проекты. Всего цифровой образовательной средой охвачено более 40 тысяч школьников, в том числе из отдаленных районов области.

В течение 2019 и 2020 годов Тюменская область участвовала в апробации федерального мониторинга цифровой трансформации школ и мониторинга ИТ-компетенций обучающихся, результаты которых подтвердили готовность школ работать в условиях цифровых технологий. Причем границ между сельскими и городскими школами практически нет (и в этом заслуга «цифры»). Полученные результаты неслучайны. В области своевременно проводилось массовое оснащение школ техникой, педагоги повышали свою IT-компетентность, обновлены программы по информатике, более 85% детей обучаются с использованием цифровых образовательных платформ.

Чтобы педагоги работали в условиях использования ЦОС, им надо повышать квалификацию. Как в регионе организовано обучение педагогов необходимым компетенциям?

К моменту реализации федерального проекта ЦОС регион уже имел достаточный опыт внедрения цифровых образовательных ресурсов, сложилась эффективная система повышения квалификации.

В Тюменском областном государственном институте развития регионального образования сформирована программа по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов, которая включает в себя курсовую подготовку, мастер-классы, проведение единых методических дней, обучающих семинаров, участие педагогов в профессиональных IT-конкурсах, в работе сетевых профессиональных сообществ по обобщению педагогического опыта. 

Организованное методическое сопровождение педагогов в данном вопросе позволяет качественно дополнять образовательный процесс посредством размещения материалов уроков на персональных блогах педагогов, на сайте школы, сопровождать одаренных и талантливых учащихся, организовывать дистанционное обучение детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение.

В регионе уже несколько лет работают «Кванториумы». Какие направления обучения самые популярные? 

Сегодня в Тюменской области функционируют два стационарных «Кванториума» – в Тюмени и Тобольске. Деятельность технопарков организована по направлениям «Робоквантум», «Наноквантум», «Промробоквантум», «Промдизайнквантум», «IT-квантум», «VR-квантум», «Аэроквантум», «Автоквантум», «Промдизайн», «Биоквантум», «Геоквантум», «Энерджиквантум» и «Хай-тек-цех».

Ежегодно деятельностью детских технопарков «Кванториум» (в том числе одного мобильного) охвачено более 19 тысяч школьников. 

Наиболее популярными направлениями работы можно назвать «IT-квантум», «Робоквантум» и «Промышленный дизайн». Сейчас активно развиваются квантумы естественно-научной направленности: «Биоквантум», «Наноквантум», «Геоквантум» и «Энерджиквантум».

В прошлом году команда «Атом» детского технопарка «Кванториум» города Тюмени заняла первое место в финале международного конкурса Horizon Grand Prix 2020.

Воспитанница «Наноквантума» заняла 1-е место в номинации «Умный мир» с проектом «Лежачий полицейский: SleepCop» на VII Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Российской Федерации. 
В июле обучающиеся направлений «Робоквантум» и «Автоквантум» также будут презентовать свои проекты в Москве в рамках конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе Российской Федерации (в этом году конкурс посвящен 60-летию первого полета человека в космос). 

В апреле 2021 года обучающиеся направления «Автоквантум» заняли второе место на конкурсе «Первый элемент», проходившем в Анапе, и по количеству баллов получили путевку на международный конкурс Horizon Grand Prix 2021, который пройдет в Нидерландах. Конкурс посвящен гонкам на автомоделях с водородным топливным элементом.

Есть ли в «Кванториумах» разработки, связанные с нефтегазовой отраслью? 

Одной из последних разработок, относящихся в нефтегазовой отрасли, является VR-симулятор нефтегазодобытчика. На данный момент для этого проекта идет поиск бизнес-партнеров в целях получения консультаций в узкоспециализированных вопросах отрасли.

Алексей Владимирович, какие достижения в работе мобильных «Кванториумов» можно отметить у детей из небольших школ? Что их интересует больше всего?

На сегодняшний день работой мобильного технопарка «Кванториум» охвачено шесть муниципальных районов и малых городов Тюменской области: Заводоуковск, Ялуторовск, Тюменский, Нижнетавдинский, Исетский, Ярковский районы.

Образовательная деятельность мобильного технопарка включает в себя два формата работы, это проект «Уроки технологии» и реализация программ дополнительного образования по шести направлениям: «Геоквантум», «Робоквантум», «Аэроквантум», «Промышленный дизайн», VR-квантум», «IT-квантум». Также действует мобильный «Хай-тек» –  это специализированный учебно-производственный цех с современным высокотехнологичным учебным оборудованием.

Учащиеся мобильного «Кванториума» в прошлом году заняли призовые места на конкурсах федерального и регионального уровней: Всероссийском конкурсе «Фестиваль карт», Дистанционном хакатоне Smart Challenge, Первом открытом дистанционном фестивале-конкурсе «Кванто-Fest».

Детей интересуют современные способы работы с материалами в рамках направления «Промышленная робототехника и промышленный дизайн», беспилотные летательные аппараты, которые используются в «Геоквантуме» и «Аэроквантуме». Также дети с интересом осваивают межплатформенную среду разработки компьютерных игр Unity и языки программирования.

Расскажите о работе «IT-кубов» и центров «Точка роста»  в регионе. Какие направления там самые популярные? 

В регионе функционирует 28 центров «Точка роста». Это часть национального проекта «Образование». Благодаря проекту сельская школа стала культурно-образовательным центром, инфраструктурные возможности которого могут использовать все жители. 

Это и общественное пространство, и центр цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов.

Деятельностью центров охвачено более 40 тысяч школьников. Дети увлечены конструированием, командной работой, общением друг с другом. Например, школьниками разработана модель мечети в селе Ембаево. 

Во всех центрах создано около 250 кружков, лабораторий цифровой и гуманитарной направленности, проводятся занятия по финансовой грамотности, которые помогают школьникам ответственно и обдуманно относиться к деньгам, дают основы экономических знаний. 

Широкое распространение получили проведение региональных шахматных онлайн-турниров «Точек роста» (две возрастные номинации: начальная школа и учащиеся с 5-го по 11 класс, охват – 300 школьников), соревнований по робототехнике «РобоМастер» (более десяти команд) и организация кружковой работы «LEGO-конструирование», сетевых занятий по ОБЖ «Юные спасатели» и информатике «Scratch-программирование». 

Создание трех «IT-кубов»  (двух в городе Тюмени и одного в городе Ялуторовске) запланировано на 2023 год. 
 

# Интервью
# Кванториум
# Мнение
# Отпервоголица
# Цифроваятрансформация
# ЦОС
# эксклюзив