Министерство просвещения российской федерации
Публикации
Александр Кузнецов: Челябинская область готова стать апробационной площадкой для целого ряда федеральных пилотных проектов
20 мая 2021 г.

ФГАУ «ФИЦТО» продолжает цикл интервью с руководителями региональных министерств, представителями педагогического сообщества, лидерами общественного мнения о реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в регионах России.  

О возможностях популярного сервиса «Российская электронная школа», оснащении школ современным цифровым оборудованием и о результатах внедрения цифровой образовательной среды на Южном Урале рассказал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. 

Александр Игоревич, как идет процесс внедрения ЦОС в Челябинской области? 

Цифровая трансформация в сфере образования Челябинской области идет  комплексно. В регионе утверждена Концепция информационной политики в системе образования. Реализация Концепции  позволила поэтапно сформировать элементы цифровой образовательной среды. Разработан региональный проект «Цифровая образовательная среда», который синхронизирован с федеральным и нацелен на обеспечение равных условий получения качественного образования для каждого обучающегося вне зависимости от места его проживания.

В 2016 году введена в эксплуатацию государственная информационная система «Образование в Челябинской области». Функционируют еще десять ведомственных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию образовательного процесса, административно-управленческой деятельности и повышение, таким образом, их эффективности. 

Число зарегистрированных пользователей ГИС «Образование в Челябинской области» составляет более двух миллионов человек, что соответствует почти 60% населения региона. Одновременно в системе работают до 40 тысяч пользователей, среди которых родители, представители органов управления образованием, здравоохранением, культурой, социальной защитой населения и  школьники. 

Применение автоматизированных систем позволило выполнить поставленную Правительством РФ задачу и планово перейти на оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере образования. На сегодняшний день каждое второе заявление на постановку в дошкольную очередь или на зачисление в первый класс подается родителями через электронные сервисы. Кроме того, один из самых популярных сервисов – «Электронный дневник».

Запуск информационных сервисов позволил повысить доступность и прозрачность услуг в сфере образования, снизить социальную напряженность, сформировать готовность родительской общественности к развитию цифровой инфраструктуры образования.

Особое внимание уделено защите информационной сети отрасли образования, обеспечивающей безопасность обработки данных в информационных ресурсах сети Интернет. Защищенная сеть Министерства образования и науки Челябинской области, созданная в 2014 году, на сегодняшний день включает 2705 узлов образовательных организаций. В настоящее время каждая образовательная организация и орган управления образованием обеспечены как минимум одним автоматизированным рабочим местом, подключенным к защищенной сети. 

Все эти меры позволили заблаговременно внедрить автоматизированные системы в деятельность отрасли образования и обеспечить высокую степень готовности к апробации и запуску основных элементов цифровой образовательной среды.
Готовность отрасли образования Челябинской области к достижению целевых ориентиров национального проекта подтверждается позиционированием региона в качестве апробационной площадки целого ряда федеральных пилотных проектов.

На сегодняшний день все школы области подключены к интернету?

Преодоление цифрового неравенства в отрасли образования стало первым направлением цифровой трансформации, к реализации которого приступили еще в 2019 году.

В Челябинской области все школы подключены к сети Интернет. В настоящее время поэтапно реализуются меры по подключению всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету. Нормативно установленная скорость интернет-соединения (50 или 100 Мб/с) в настоящее время обеспечена в 64% организаций. Задача – к концу 2021 года обеспечить нормативную скорость в 100% школ. Одновременно обеспечивается присоединение организаций к Единой сети передачи данных, которая запущена Минцифры России в качестве федеральной системы контент-фильтрации интернет-трафика.

Какое оборудование удалось установить в образовательных  организациях в рамках федерального проекта ЦОС? 

Обновление цифровых средств обучения – важное направление цифровой трансформации. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020 году проводилось внедрение Целевой модели цифровой образовательной среды. В 101 организацию, реализующую программы общего или среднего профессионального образования, поставлены 2848 ноутбуков мобильных классов, более 800 ноутбуков для управленческого персонала и педагогов, 198 интерактивных досок, многофункциональные устройства. 

Принятые в 2019–2020 годах меры позволили привлечь в отрасль образования значительные финансовые средства и обновить учебно-материальную базу организаций. Это послужило стартовым условием для начала реализации еще более важной задачи, заключающейся в формировании информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.

Удалось ли с помощью внедрения цифровой образовательной среды повысить качество образования, сделать его более современным и доступным?

Устойчивое интернет-соединение и цифровые образовательные ресурсы очень важны, но не самодостаточны. Доступность качественного образования для каждого обучающегося вне зависимости от места его проживания во многом обеспечивается сформированностью информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.

В 2020 году Челябинская область была включена в пилотный совместный проект Минпросвещения и Минцифры России по проведению эксперимента по формированию цифровой образовательной среды. Это позволило в 219 организациях модернизировать локальные вычислительные сети и системы безопасности.

В 2021 году в рамках этого эксперимента продолжается модернизация локальных вычислительных сетей и систем видеонаблюдения в образовательных организациях на основе технологии беспроводного доступа. К концу 2022 года ИТ-инфраструктура, отвечающая стандарту «Цифровая школа», будет создана в 100% зданий  общеобразовательных организаций области. 

В 2021–2022 годах Челябинская область в числе 15 пилотных субъектов является получателем средств федерального бюджета на оснащение 364 образовательных организаций компьютерным, мультимедийным и презентационным оборудованием. 

Перечень и технические характеристики приобретаемого оборудования принципиально отличаются от поставок предыдущих лет. Уже к началу нового учебного года в 282 школах современным оборудованием будут оснащены от трех до шести учебных кабинетов. Они включают интерактивные доски, SMART-телевизоры, проекторы и многое другое. И это не просто цифровая техника, это устройства отображения цифрового образовательного контента. 

Какие цифровые сервисы используют в образовательных организациях области?

Еще одно направление цифровой трансформации нацелено на создание условий для применения цифрового образовательного контента в образовательном процессе.

Технологическим решением создания библиотеки верифицированного контента выступает федеральная информационно-сервисная платформа, разрабатываемая в настоящее время совместно Минпросвещения и Минцифры России. Региональная система образования очень ждет этих решений. Сейчас активно применяются различные сервисы цифровых образовательных технологий, в том числе и «Российская электронная школа». Почти 17,5 тысяч педагогов и обучающихся зарегистрированы на портале РЭШ. 

Первым элементом федеральной информационно-сервисной платформы, который уже запущен в эксплуатацию, выступает платформа «Сферум». В этом году область в числе 15 субъектов Российской Федерации стала участником апробации платформы «Сферум». «Сферум» – это удобная площадка для коммуникаций, на которой могут проводиться онлайн-уроки, родительские собрания, совещания, могут направляться учащимся домашние задания и приниматься их ответы. Это отечественный программный продукт, альтернативный сервисам для группового общения, которые широко применяются в настоящее время. На данный момент на платформе зарегистрировано 79% школ Челябинской области.

Какие качества и «гибкие» навыки, по вашему мнению, цифровая образовательная среда может помочь развить ребенку, чтобы в будущем его компетенции были востребованы на рынке труда?

Есть интересное исследование ученых из Гарварда. В модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие, надпрофессиональные навыки) и hard skills (жесткие, узкие профессиональные навыки). По мнению ученых, «гибкие» навыки – это 85% успеха человека в профессии, «жесткие» составляют только 15%.

В список наиболее важных «гибких» навыков, которые помогут не потеряться в будущем, входят в том числе коммуникация, критическое мышление, принятие решений, управление знаниями, ненасильственное общение, самоанализ и саморефлексия.
Цифровая образовательная среда внедряется в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности. Это позволяет расширять вариативность форм развития у обучающихся навыков общения, самостоятельного принятия решений, поиска информации, самоанализа. Возможность выбора позволит каждому ребенку выбрать наиболее приемлемый способ овладения знаниями, умениями, навыками.
 

# Интервью
# Мнение
# Регионы
# Цифроваятрансформация
# ЦОС
# эксклюзив