Министерство просвещения российской федерации
Публикации
Иван Гребенкин: «Цифровая образовательная среда развивает навыки коммуникации и кооперации»
30 апреля 2021 г.

Победитель конкурса «Учитель года Алтая – 2018», участник конкурса «Учитель года России», директор барнаульской Гимназии № 42 Иван Гребенкин дал эксклюзивное интервью пресс-службе ФИЦТО. 

Он считает, что цифровые образовательные инструменты представляют сегодня огромный спектр возможностей в образовании: можно учится чему угодно, у кого угодно и где угодно.  О возможностях ЦОС для учителя, развитии «мягких навыков» у школьников и главных цифровых инструментах в работе учителя информатики читайте в нашем материале. 

Иван Алексеевич, какие цифровые инструменты могут помочь детям лучше усваивать знания по предмету «Информатика»? 

Сегодня для учителя информатики существует огромное количество цифровых помощников, которые помогают выстроить эффективную систему обучения разным областям предмета. Это в первую очередь различные образовательные платформы, в том числе «Российская электронная школа». Также это различные цифровые инструменты совместной деятельности в онлайне, тестовые системы, системы управления обучением. Они позволяют ученикам самостоятельно или под руководством учителя строить индивидуальные траектории обучения. Наш внутришкольный образовательный портал – часть цифровой среды нашей школы, он является единым окном входа на все используемые в образовательном процессе цифровые ресурсы.

Какие именно инструменты цифровой образовательной среды вы используете в работе? 

Цифровые инструменты помогают учителю в сокращении рутинной работы в разных областях. Например, ведение электронного журнала помогает снять необходимость ручного вычисления показателей и заполнения отчетов по посещаемости и успеваемости учеников. Современные образовательные платформы помогают учителю и в автоматизированной проверке заданий, а также в подготовке данных для их анализа. Причем здесь идет речь не только о проверке тестовых заданий с заранее известными правильными ответами. Например, в нашей гимназии также используется среда edge для автоматизированной проверки программ учеников на соответствие заданиям. Освободившееся от такой проверки время учитель может использовать для проработки дальнейших образовательных траекторий учеников или поддержки тех ребят, которым действительно нужна помощь в выполнении какого-то определенного задания. 

Еще одно преимущество цифровой образовательной среды – возможность творчески подходить к образовательному процессу. Какие инструменты в этом направлении вы используете в работе? 

Мне как учителю информатики очень нравится федеральный проект «Урок цифры», который вырос из проекта «Час кода». Суть в том, что с помощью данного проекта разные аспекты IT преподаются ребятам через некоторое погружение в ту или иную область, очень часто с применением игровых или симуляционных инструментов. Например, при изучении технологий искусственного интеллекта ребята составляют алгоритмы, которые помогают роботу отличать животных друг от друга по изображениям. При обучении программированию визуализируется то, как именно будет составляться код и к чему это может привести. При обучении во время проектной работы проигрываются сценарии, показывающие ценность каждого члена команды и их кооперации. Такое имитационное моделирование различных ситуаций вовлекает ребят в деятельность, а через личностно значимую деятельность дети гораздо лучше понимают то, чему учатся.

Как, на ваш взгляд, цифровые технологии могут помочь детям из отдаленных поселков либо тем детям, которые не посещают школу из-за болезни, не пропускать темы по школьной программе?

В нашем крае еще в 2011 году был запущен пилотный проект по применению дистанционных образовательных технологий в системе общего образования. У нас в регионе большое количество сельских школ, в том числе малокомплектных, и дистанционные технологии внедрялись как раз для того, чтобы детям из отдаленных поселков обеспечить равный доступ к качественному образованию. С помощью информационных технологий учителя проводили уроки с телеприсутствием для ребят из отдаленных школ. Использовались современные средства информационных компьютерных технологий, электронные учебники, современные образовательные технологии.

Опыт организации телеприсутствия на уроках был и в городских школах: так дети, находящиеся на длительном лечении или на обучении на дому, могли онлайн присутствовать на обычных школьных уроках вместе со своим классом. Было апробировано и внедрено еще много разных решений и направлений применения цифровых технологий для дистанционного взаимодействия учеников и учителей. Конечно, традиционное обучение дистанционным не заменить – это малоэффективно и нецелесообразно, но существуют способы, когда дистанционное взаимодействие грамотно дополняет традиционный учебный процесс и позволяет достичь ученикам отличных личных результатов.

Поделитесь своими впечатлениями от использования платформы «Сферум».  

Преимущества российской разработки заключаются в том, что все пользователи школы собраны в среде одной коммуникационной платформы. Основные преимущества я вижу в использовании среды для онлайн-видеоуроков. Учитель может начать урок с помощью одного клика, все желающие также легко могут подключиться. Причем платформа обеспечивает нужный уровень информационной безопасности, ученики не смогут отключать друг друга от уроков или подключаться к чужим урокам. Учитель может быть спокоен – никаких людей, не имеющих отношения к конкретному классу, к уроку подключиться не сможет.

Какие качества и «мягкие навыки» цифровая образовательная среда, на ваш взгляд, может помочь развить ребёнку, чтобы в будущем его компетенции были востребованы на рынке труда?

Навыки, которые может помочь развить ребенку цифровая образовательная среда – это коммуникация и кооперация, а также умение учиться. Технологии сегодня представляют огромный спектр возможностей в образовании: можно учиться чему угодно, у кого угодно и где угодно. Остается только научить ребят грамотно ставить личные образовательные цели, намечать пути их достижения и искать способы реализации этих путей. Всему этому и способствует цифровая образовательная среда.

# Интервью
# Мнение
# Регионы
# ЦОС
# эксклюзив