Министерство просвещения российской федерации
Публикации
Виталий Гутман: «Цифровизация образования позволяет ученикам использовать всю полноту возможностей для саморазвития»
5 апреля 2021 г.

К концу 2021 года все школы Астраханской области будут подключены к высокоскоростному широкополосному интернету. Об этом в интервью пресс-службе ФИЦТО рассказал министр образования и науки Астраханской области Виталий Александрович Гутман. 

Он убежден, что возможности цифровой образовательной среды позволят применять современные цифровые технологии в образовательной деятельности в каждой школе региона. О результатах внедрения ЦОС в Астраханской области, самых популярных направлениях работы местных «Кванториумов», «IT-кубов» и центров «Точка роста», а также о карьерных возможностях, которые открывает перед школьниками внедрение ЦОС, он рассказал в интервью пресс-службе  ФИЦТО. 

Астраханская область принимает участие в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» с 2019 года. Как в школах, которые получили цифровое оборудование, используют возможности ЦОС? 

Действительно, в 2019 году был утвержден перечень из 16 общеобразовательных организаций, в 2020-м – из 42 школ и шести среднеспециальных учебных заведений Астраханской области, в которых в течение двух лет была обновлена материально-техническая база в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Образовательные организации получили ноутбуки и многофункциональные устройства для управленческого персонала, а также ноутбуки и интерактивные комплексы для оснащения учебных классов. Данное оборудование активно используется не только на уроках информатики, но и на занятиях по другим предметам, а также в любых школьных активностях с применением цифровых технологий.

Возможности цифровой образовательной среды используются по шести направлениям: для доступа всех участников образовательного процесса к цифровым образовательным ресурсам, для расширения возможностей построения образовательной траектории, для повышения удобства мониторинга образовательного процесса, для формирования новых возможностей организации образовательного процесса, новых условий для мотивации учеников при выполнении заданий, для снижения рутинной нагрузки, связанной с контролем выполнения заданий учениками, за счет автоматизации, а также для расширения возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса. 

Отмечу, что организационный этап формирования ЦОС школы нами пройдены. Дети с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, организованных благодаря установленному в ходе проекта цифровому оборудованию. Отзывы учеников и педагогов только положительные. Проект дал возможность школьникам и учителям свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.

По уровню подключенных школ к интернету Астраханская область опережает многие регионы – 98%. Какая работа ведется в этом направлении, чтобы выйти на показатель в 100%?

Астраханская область уже третий год участвует в проекте «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части подключения социально значимых объектов к высокоскоростному интернету. Благодаря реализации проекта к концу 2021 года 100% общеобразовательных организаций региона будут подключены к высокоскоростному широкополосному интернету. Это позволит обеспечить внедрение учебный процесс современных цифровых технологий в образовательной деятельности каждой школы региона. В результате реализации программы высокоскоростной интернет придет во многие удаленные и труднодоступные населенные пункты Астраханской области, где раньше его не было.

Приведите, пожалуйста, примеры, как внедрение ЦОС повысило качество образования в Астраханской области, сделало его более современным и доступным.

Цель регионального проекта «Цифровая образовательная среда» – создание в школах Астраханской области условий для внедрения современной и безопасной цифровой инфраструктуры. Такая среда позволяет повысить интерес школьников к получению новых знаний путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, внедрения сервисов федеральной информационно-сервисной платформы. В школах – участниках проекта успешно ведутся разработки нестандартных уроков. Например, используются межпредметные связи, цифровые технологии, проектный и исследовательский метод обучения. Кроме того, в школах-участниках проводятся внеклассные мероприятия с использованием цифровых технологий.

Все эти действия направлены на повышение качества знаний учащихся, на развитие их творческих способностей посредством цифровых технологий.

Расскажите, какие направления самые популярные у воспитанников «Кванториумов»? 

В Астраханской области успешно функционируют такие образовательные центры, как детский технопарк «Кванториум», мобильный технопарк «Кванториум», центр цифрового образования детей «IT-куб» и центры образования «Точка роста».
С момента создания этих образовательных центров в них успешно прошли обучение более 30 тысяч детей.

В январе этого года «Кванториум» Регионального школьного технопарка провел очередную приемную кампанию, по итогам которой на обучение по дополнительным общеразвивающим программам вводного модуля было принято 310 детей. 146 ребят продолжили обучение по программам углубленного и проектного модуля. А 42 школьника из числа учащихся «Кванториума» проходят дополнительное обучение основам игры в шахматы.

Ребята из детского технопарка «Кванториум» активно принимают участие в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней. Так, в первом квартале 2021 года астраханцы представляли регион на всероссийском конкурсе «Большие вызовы». По его итогам 36 детей получили дипломы призеров и победителей.

Коллектив детского технопарка также активно вовлекает юных астраханцев в участие в просветительских акциях с целью популяризации науки и профессиональной ориентации. В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции большинство таких мероприятий учреждение проводит в режиме онлайн. В таких мероприятиях в первом квартале 2021 года приняли участие более 1500 человек. Самыми популярными событиями стали встреча с директором компании по разработке программного обеспечения и беспилотных летательных аппаратов Singularis Lab кандидатом технических наук  Дмитрием Крыжановским, лекции на тему «Профессии будущего и Региональный школьный технопарк», викторина к Международному дню женщин и девочек в науке, викторина к Международному дню Дарвина, интерактивная викторина к Международному дню родного языка, открытая онлайн-лекция «Зачем мы смотрим в микроскоп?».

Обучение в региональном «IT-кубе» и центрах «Точка роста» пользуется популярностью у школьников?

С 2019 года в регионе успешно работает центр цифрового образования детей «IT-куб». Целью функционирования центра является создание среды, обеспечивающей ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенцией в сфере информационных и коммуникационных технологий. Общий охват детей по итогам прошлого года составил 2338 человек. Самые популярные направления в «IT-кубе» – «Робототехника», «Занимательная механика» и «Робототехника с программированием».

Также успешно реализуются образовательные программы по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» в центрах образования «Точка роста». В настоящее время на территории Астраханской области функционирует 67 центров с общим охватом более 22 тысяч детей. Данные центры созданы с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления. 

Расскажите о работе мобильного «Кванториумов»? Какие направления обучения интересуют детей из небольших школ больше всего?

С декабря 2020 года начал работу мобильный технопарк «Кванториум», который является перевозным образовательным высокотехнологичным материально-техническим комплексом, дополняющим сеть двух существующих детских технопарков на территории Астраханской области.

Мобильный технопарк «Кванториум» позволяет охватить муниципальные образования Астраханского региона и обеспечить участие в образовательном процессе обучающихся из отдаленных сельских районов.

За время работы мобильного технопарка «Кванториум» обучение прошли ученики шести школ пяти муниципальных образований Астраханской области, в том числе в дистанционном формате, по программам: «Введение в электронику», «Введение в робототехнику», «Основы инженерного дизайна», «Основы компьютерной 3D-графики в Autodesk 3ds Max и Blender», «Введение в язык программирования Python», «Первые шаги в экспериментальной физике».

После окончания весенних каникул запланированы выезды мобильного технопарка «Кванториум» в шесть агломераций области. 

Какие качества и «мягкие навыки» цифровая образовательная среда, на ваш взгляд, может помочь развить ребенку, чтобы в будущем его компетенции были востребованы на рынке труда? В частности, в Астраханской области.

Цифровая образовательная среда и активная работа с компьютером формирует у детей более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, которые заключаются в том числе в анализе и структурировании получаемой информации. При этом следует обратить внимание на то, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную и творческую работу. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно цифровые технологии – электронные учебники, тренажеры, презентации – позволяют ученикам быстро и с интересом усваивать большой объем учебного материала. Такие уроки становятся более увлекательными, а материал темы надолго запоминается.

В свою очередь, цифровизация образования позволяет спроектировать образовательную среду школы таким образом, чтобы ученикам была предоставлена вся полнота возможностей для саморазвития с учетом индивидуальных образовательных запросов и карьерных предпочтений. К тому же важнейшие цифровые компетенции соискателей, востребованные сейчас работодателями (в частности, в Астраханской области), – это цифровое мышление, под которым подразумевается активное внедрение и использование цифровых технологий в работе, способность легко и быстро адаптироваться к изменениям, в том числе таким, как цифровизация бизнес-процессов, а также социальная смелость как способность уверенно взаимодействовать с абсолютно разными людьми и использовать цифровые технологии.
 

# Интервью
# Мнение
# Мояшкола
# Цифроваятрансформация
# ЦОС
# Регионы