Министерство просвещения российской федерации
Публикации
Александр Сатин: Важным аспектом в реализации ЦОС для нас является снятие барьера, связанного с внедрением «цифры»
11 февраля 2021 г.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» реализуется в 85 регионах страны. «Цифровая образовательная среда» – единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.

Пресс-служба ФГАУ «ФИЦТО» продолжает цикл интервью с представителями педагогического сообщества, руководителями региональных министерств, лидерами общественного мнения о реализации «Цифровой образовательной среды» в регионах России.  

О внедрении ЦОС в регионе и цифровых образовательных инструментах рассказал заместитель министра образования Новгородской области – директор Департамента общего образования Александр Николаевич Сатин.

Александр Николаевич, поделитесь итогами реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в вашем регионе в 2020 году и расскажите о планах на 2021 год.

Реализация проекта «Цифровая образовательная среда» в Новгородской области стартовала по заранее сформированному плану. Мы старались реализовывать проект в связке с другими направлениями нацпроекта «Образование». Нам важно добиться того, чтобы школы получали оснащение и не происходило временного разрыва между наличием интернета в школе и поставкой оборудования.

Если говорить об итогах, то в 2020 году в нашем регионе целевая модель была внедрена в 102 образовательные организации, из них – 95 муниципальных, четыре государственных и три профессиональных учреждений. В соответствии с утвержденными инфраструктурными листами было закуплено более 4000 единиц современного оборудования: ноутбуки, многофункциональные устройства, интерактивные комплексы.

Стоит отметить, что на уровне школ педагоги оценили работу современных технологий в рамках реализации ЦОС, в частности использование интерактивных панелей. Учителя, которые пользуются интерактивными панелями, признают, что замена старых проекторов и экранов новым оборудованием делает учебный процесс более эффективным. Поэтому, говоря о планах на 2021 год, мы будем использовать в образовательном процессе интерактивные панели в образовательных учреждениях.   

Каковы особенности внедрения ЦОС в вашем регионе? «Каких результатов ожидаете достигнуть после проведения эксперимента?

В Новгородской области начиная с 2019 года на уровне приоритетных региональных проектов мы использовали теперь уже общеизвестные образовательные платформы. Мы плотно работаем по составленному годовому плану мероприятий, учитываем и используем охват разных образовательных онлайн-платформ. Наш регион принимает участие в реализации видео сервиса для школ «Сферум», который позволяет решить вопросы, касающиеся безопасности работы школьников в сети Интернет.

В Новгородской области есть школы, которые открылись относительно недавно. Они хорошо оснащены. Отдельно хотелось бы выделить муниципальный район, который мы используем в качестве пилотного в рамках ЦОС, – это Валдайский муниципальный район. Данный район получил средства из Фонда президентских грантов для улучшения материально-технической базы. Уровень оснащения в школах Валдайского муниципального района составляет одна единица компьютерной техники на трех обучающихся. Специалисты комитета образования и директора школ данного муниципального района обучались на базе РАНХиГС навыкам по внедрению проекта «Цифровая образовательная среда». В рамках обучения, представители Валдайского муниципального района презентовали проект «Цифровая биржа учителей», который стал лучшим по итогам обучения на базе РАНХиГС. На текущий момент мы формируем техническое задание и планируем данный проект реализовать на территории Новгородской области. 

Проект «Цифровая биржа учителей» позволяет педагогам из других школ или тому, кто осуществляет свою деятельность в качестве репетитора или работает на более высокой ступени образования, например, в СПО или университете, преподавать в дистанционном формате. На данной платформе можно пройти обучение, быть верифицированным, чтобы каждый учитель в дальнейшем имел возможность в случае необходимости преподавать в онлайн режиме и подключиться к уроку в школе, обеспечивая непрерывность учебного процесса. Основная особенность проекта в том, что мы реализуем модель, когда дети находятся в классе, а учитель вне класса. Это отвечает потребностям родителей, потому что дети продолжают посещать школу. Поэтому реализация именно этого проекта совместно с внедрением видео сервиса «Сферум» позволяет нам добиваться высоких результатов.

Александр Николаевич, есть ли мобильные «Кванториумы» и «IT-кубы» в вашем регионе? Доступны ли они школьникам из отдаленных районов и детям с ограниченными возможностями здоровья?

В Новгородской области функционируют «Кванториум», «IT-куб» и два мобильных «Кванториума». Они были открыты ранее начала реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование». Ребята, которые проходят обучение в «Кванториумах» по соответствующим квантам, показывают высокие результаты в проектной деятельности, участвуя во всероссийских мероприятиях. Школьники, занимаются в «IT-кубе», показали себя на хорошем уровне на олимпиаде НТИ, став победителями в 2019 и 2020 годах, а также приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников. 

Если мы говорим о доступности для детей с ОВЗ, то стоит отметить, что в нашем регионе функционируем стационарный «Кванториум», который реализует сетевое взаимодействие с государственными школами, ГОУ «Спарта» и шестью муниципальными районами области. 

В прошлом году общий охват посещений «Кванториумов» и «IT-куба» составил порядка 2000 школьников. На 2021 год поставлен целевой охват порядка 3000 школьников Новгородской области.

Школа будущего – какая она, на ваш взгляд?

«Школа будущего» – это оснащенная школа, которая соответствует современным требованиям и СанПиН, и СНиП. Поэтому здесь необходимо отметить, чтобы были четкие планы у каждого региона по тому, как повсеместно внедрить современные технологии для школьников, используя в том числе приспособленные помещения, которые будут отвечать всем современным образовательным стандартам и требованиям. 

В данный момент мы не можем отделить детей от «цифры». Поэтому требуются значительные вложения со стороны региона, Министерства образования Новгородской области для повышения квалификации педагогов, снятия барьера на уровне владения цифровыми устройствами и освоения программного обеспечения учителями и учениками. Все эти задачи должны быть реализованы на уровне системы управления образованием и привести к изменениям в технологическом плане, а также на уровне квалификации педагогов.

Как вы считаете, каким образом цифровые образовательные инструменты могут помочь учителю и ученику? Как они могут усилить работу традиционной школы? 

В рамках цифровой трансформации в сфере образования Новгородской области осуществляется обеспечение школ свободным доступом к сети Интернет из любого помещения на территории образовательного учреждения. Интернет должен быть доступен в библиотеках, рекреациях и на пришкольных участках, где дети могли бы проводить свободное время от учебного процесса. Через создание цифровой среды мы делаем максимум для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, находясь в школе. 
Инфраструктура школы с точки зрения цифровизации представляет собой создание зон с доступом к сети Интернет, которое приведет к созданию комфорта внутри школы. В рамках реализации ЦОС самым важным для нас является снятие барьера, связанного с внедрением «цифры». Поэтому мы делаем акцент на необходимости перемен и говорим, что этот процесс не остановить.

Мы доказываем, что без заинтересованности как ребенка, так и учителя изменений не получится. Если ребенок чувствует барьер, то цифровая трансформация образования в школе не произойдет. Открытость учителей к изменениям и готовность прийти на помощь к ученику является залогом успеха получения знаний и дальнейших применений этих знаний ребенком в жизни.

# Интервью
# Регионы
# Цифроваятрансформация
# ЦОС